Поддержание постоянного режима температуры тела является одной из важных задач регуляторных систем организма и условием жизнеобеспечения. Современная научная медицина определяет температуру тела как нормальную в диапазоне от 36,2°С утром, до 37,2°С вечером при измерении в подмышечной впадине или во рту. При этом температура во внутренних органах и тканях на 1,0-1,5 градуса выше.
Лихорадка – терморегуляторная реакция организма на воздействие пирогенных раздражителей, выражающаяся перестройкой регулирования температуры организма на поддержание более высокого, чем в норме, уровня температуры тела.
Известны кратковременные нарушения терморегуляции у некоторых здоровых людей при наличии эмоционально-вегетативных дисфункций: у возбудимых женщин, детей, ораторов, актеров, экзаменующихся. Кровоизлияние, травмы, опухли области центров терморегуляции, закономерно сопровождаются лихорадочной реакцией. Реакция на пирогены значительно повышается при гипертириозе (повышенной активности щитовидной железы). Слабее лихорадят больные с гипофизарной и щетовидной недостаточностью.
Поддержание баланса температуры тела осуществляется соотношением процессов теплопродукции и теплоотдачи при участии мозгового центра терморегуляции, эндокринных желёз (особенно щитовидной и надпочечниковых), вегетативных центров. Теплопродукция – процесс химический, обусловленный состоянием обмена веществ. Теплоотдача – процесс физический, осуществляется посредством сужения и расширения сосоудов кожи, потоотделения, изменения частоты дыхания и сердцебиения. Лихорадка является признаком огромного числа самых различных заболеваний, носит универсальный, неспецифический характер, является защитной, приспособительной реакцией организма. Чаще всего это реакция на агрессию внешних инфекционных агентов – вирусов, бактерий, грибов, простейших, паразитов.
При лихорадке повышается барьерная и антитоксическая функция печени, выработка фибриногена, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, повышается реактивность иммунокомпетентных клеток.
Установлено, что именно в условиях повышенной температуры тела резко возрастает выработка собственных средств защиты, таких как интерфероны лизоцим, антитела и простагландины. Лихорадочная реакция создает в организме неблагоприятные условия для размножения и агрессии многих вирусов и бактерий. Лихорадочные реакции на различные медикаменты, принимаемые внутрь или инъекционно, возникают иногда как единственное проявление аллергии или побочного действия лекарств, также как и рвота, сыпь, диарея.
У детей первых 3-4-х месяцев жизни терморегуляция сформирована ещё недостаточно, особенно недоразвиты механизмы, регулирующие интенсивность теплоотдачи. Поэтому дети легко перегреваются или переохлаждаются, а лихорадочная реакция иногда слабо выражена.
Ещё не обладая достоверными научными данными, с древних времен многие народы мира широко использовали искусственное поышение температуры тела как регулярное средство закаливания – речь, конечно, идёт о парной бане, сауне, термах. Широко использует горячие ванны и самая богатая долгожителями в мире нация – японцы. Первой бытовой ошибкой при возникновении лихорадки является страх, стремление немедленно «сбить температуру». Ошибочна и весьма произвольна трактовкаа уровня высоты лихорадки (см. Рисунок 1). По высоте температуры тела лихорадку разделяют на субнормальную — ниже 36°С, субфебрильную — от 37 до 38, легкую — от 38 до 39, умеренную — от 39 до 40, высокую — от 40 до 41, гипертермическую — свыше 41. По продолджительнолсти: эфемернгая — 1-3 дня, острая — 4-15 днй, подострая — до 1,5 месяца, хроническая — более 1,5 месяца.
Самую высокую температуру тела в 43,3 °С при гриппе с благоприятным исходом недавно отметили в Мексике. Искуственную гипертермию стали использовать для лечения ряда раковых и системных заболеваний.
Однозначно — нет. Но ведь при высокой и гипертермической температуре иногда бывают нарушения сознания, судороги. Да, бывают. Но не как следствие самой температуры, а как проявление грозного осложнения — токсического отека-набухания мозга(ОНМ). Дело в том, что центры терморегуляции, контроля сознания и судорожный находятся в основании мозга, и их раздражение при ОНМ и приводит к картине тяжелого течения болезни. Бороться надо не с температурой, а с токсическим отёком — набуханием мозга. У маленьких детей с ещё не заросшими родничками набухание мозга легко определяется при ощупывании родничков пальцами. У взрослых мозг в костном панцире и в случаях крайней выраженности ОНМ мозг может сместиться в зытылочное отверстие с блокадой центров дыхания и сердцебиения, — а это уже фатально. У маленьких детей родничковый запас декомпрессии мозга невелик и вклинение мозга при ОНМ также возможно.
Во-первых — не паниковать. Во-вторых, оценить наличие других болезненных проявлений.
Чаще всего это першение в горле и за грудиной, насморк, сухой кашель, охриплость голоса, покраснение слизистых горла и глаз, головная боль — проявления респираторного синдрома при гриппе и ОРВИ. И особенно часто у детей. Дело в том, что дети должны переболеть рядом вирусных инфекций, чтобы выжить. Приобретая иммунитет и тренинг защиты, опыт приспособления к внешней среде, организм получает больше шансов на выживание. Но до годовалого возраста лучше ограничить контакты ребенка с внешним окружением, избегать инфекций, — тоже и в период беременности.
Больного с повышенной температурой следует отделить, создать покой, уложить в постель, обеспечить обильным дробным питьем. Это могут быть питьевая или минеральная вода, молоко, соки, чаи, компоты, морсы-любимые напитки, — средства, снижающие интоксикацию, ОНМ, смягчающие катаральные симптомы и кашель, повышающие мочеотделение. Уместны малина, липовый цвет, мята, мёд, имбирь, солодка, чебрец.
Питание — по желанию, контроль обезвоженности — по степени влажности языка. При действительно высокой температуре следует использовать холод к голове. Это пакет с замороженными продуктами из холодильника, льдом или снегом, завернутым в полотенце — не менее чем на два-три часа. Гипотермия мозга снижает возможность отёка-набухания мозга, раздражимость мозговых центров, стабилизирует температуру тела на достаточном защитном уровне.
Не нанесут вреда больному и такие бытовые средства, как мокрый платок к голове, обтирание водкой или столовым (3%) уксусом.
Часто начальный период повышения температуры тела сопровождается ознобом, побледнением кожи. Это способ организма увеличить теплопродукцию, снизить теплоотдачу, — эффективно повысить температуру. Помочь этому нужно дополнительно укрыв больного, дав горячее питьё. Прекращение озноба, покраснение кожи, усиление потоотделения — свидетельствуют о преобладании теплоотдачи. При этом следует прекратить укутывание (особенно детей), охладить питьё. Предпочтителен вызов участкового врача на дом, вместо посещения поликлиники. Осмотр врача необходим для уточнения причины повышения температуры.
Что касается применения противовирусных средств, препаратов интерферона, то они наиболее эффективны в первые часы-сутки заболевания и также требуют индивидуализированного выбора. Избыточная терапия гриппа и ОРВИ жаропонижающими и антибиотиками повышает риск бактериальных осложнений в 5 раз.
Если помимо повышения температуры имеют место: сильная головная боль, рвота, нарушение сознания, бред, судороги (признаки менингита, отёка-набухания мозга); боли в животе, повторная рвота, нарушение стула (острые хирургические заболевания, кишечные инфекции, отравления); при гипертермии у детей до года, затруднении дыхания, удушье, болях в груди.
По экспертным оценкам в 90% случаев в быту их применяют необоснованно. Такие средства, как аспирин, анальгин до 15 лет вообще не рекомендуются. К жаропонижающим, в частности, парацетамолосодержащим препаратам, прибегают у больных с сопутствующими пороками сердца, сердечно-сосудистой недостаточностью (ввиду учащения пульса на 10-15 ударов/мин на каждый градус повышения температуры), некоторыми эндокринными заболеваниями, у детей с судорожной готовностью. Эти проблемы лучше решит врач. Допустимо разовое применение жаропонижающих в экстренных ситуациях необходимости завершения неотложных дел.
Злоупотребление жаропонижающими неблагоприятно отражается на течении болезни, изнуряет больных перепадами температуры, извращает клиническую картину болезни при проявлениях побочных действий лекарств. По меткому определению экспертов ВОЗ, лечение лихорадящих детей чаще всего сводится к необходимости лечения тревоги родителей. Вид мечущихся бабушек, перепуганной мамы, прибытие чужих людей и, наконец, насилие болезненных инъекций наносят ребёнку дополнительную психоэмоциональную и физическую травму.
Медики весьма озабочены злоупотреблением жаропонижающими средствами и антибиотиками в быту ввиду их иммунодепрессивных свойств, аллергизации населения, дисбактериоза, выявления десятков тысяч случаев парацетамоловых гепатитов и даже летальных исходов. Неразумное вмешательство в естественное течение природных процессов всегда приводит к нежелательным последствиям.